Бенчмаркетинг: изучение конкурентов или промышленный шпионаж?

Бенчмаркетинг появился в России сравнительно недавно. Под бенчмаркетингом понимается деятельность, направленная на поиск, изучение и адаптацию опыта компаний, являющихся лидерами в какой-либо области и получивших мировое признание.

Зачастую бенчмаркетинг сравнивают с промышленным шпионажем, однако это в корне неверно. Промышленный шпионаж подразумевает получение информации о деятельности предприятий-конкурентов незаконными путями, в то время как бенчмаркетинг основывается исключительно на информации, находящейся в свободном доступе. Источником информации могут быть публикации в специализированных газетах и журналах, сведения от сотрудников, работавших в других организациях, контакты на выставках и форумах, а также информация, полученная из первоисточников. Последний вариант наименее распространен в нашей стране, поскольку предприятия не хотят делиться информацией.

Существует множество видов бенчмаркетинга, но в России наибольшее распространение получил конкурентный. Этот вид бенчмаркетинга основывается на сравнении своей продукции и принципов ведения бизнеса с предприятиями-конкурентами. При изучении конкурентов необходимо прибегать к помощи профессиональных маркетологованалитиков, поскольку самостоятельно выявить все сильные стороны конкурентов и установить причинно-следственные связи бывает очень трудно.

Широкое распространение получило также изучение опыта зарубежных компаний. Принято считать, что зарубежные модели ведения бизнеса оказываются неэффективными и бесполезными в условиях российской экономики, однако грамотный менеджер всегда сможет если не адаптировать модель, то грамотно использовать полученные сведения при управлении своими бизнес-процессами.

Бенчмаркетинг довольно сложный и многоэтапный процесс. На первом этапе выбирается цель, для достижения которой предприятие обращается к опыту предприятий-лидеров. Далее руководство и маркетологи определяют совокупность показателей для сравнения. Второй этап заключается в выборе предприятия-эталона для исследования. На третьем этапе происходит сбор информации, ее систематизация и анализ. Заключительный четвертый этап характеризуется изучением выводов маркетологов и принятием соответствующих управленческих решений. На этом этапе также оценивается экономическая выгода от преобразований, если затраты на них выше ожидаемой прибыли, то такие нововведения отклоняются.

Таким образом, бенчмаркетинг кардинально отличается от промышленного шпионажа. Сегодня это современный и законный способ изучения бизнес-процессов конкурентов с целью совершенствования работы собственного предприятия.

Читайте также: