Переход от малого бизнеса – к среднему

Бизнес должен развиваться. Это аксиома, которая не должна вызывать сомнений. Во многих случаях бизнес, который активно не развивается, погибает на протяжении какого-то времени еще “агонизируя”. Хорошим примером могут служить такие “малые” виды бизнеса, как производства редкостных видов сыра в Швейцарии. Так, например, несколько семей в одной горной деревушке изготавливают уже на протяжении более 200 лет знаменитый вид сыра, который пользуется бешеным успехом во всех уголках мира. Его подделывают или пытаются повторить его вкус едва ли не все молочные комбинаты на планете. И тем не менее, истинный сыр – только один, и ценители готовы выложить за него цену, в 15 раз превышающую стоимость “обычного” сыра с тем же названием с прилавка молочной компании.

В данном случае расширение бизнеса также проходило, но оно проходило не в ширину – за счет увеличения ассортимента, объемов выпуска продукции, увеличения продаж и прочего. Расширение шло за счет продуманной и правильной маркетинговой политики, создания эффекта элитарности и недоступности, за счет отказа продавать технологию и секрета “настоящего” производства. Рост происходил за счет расширения географии продаж (сначала – свой кантон, потом – вся Швейцария и соседние районы сопредельных государств, затем – Европа, и большая часть планеты). Потом – за счет роста цены и правильной упаковки.

Подобный малый бизнес имеет хороший потенциал роста тогда, когда продается уникальный продукт, которого не может быть много. Сюда же относиться большинство сервисов и услуг. Например, отличный коуч или бизнес-тренер не может преподавать миллиону людей, а только избранным, которые готовы заплатить. И чем большую цену он просит, тем более элитным становится круг людей, которые с ним работают.

Для более привычного типа бизнеса, например, продаж или сферы питания, важно уже именно расширение вширь, В этом бизнесе очень важен валовый оборот и количество продаж, место размещения торговых точек и уровень их активности и т.д. Очень важно добиваться того, чтобы компания могла продавать эффективно, то есть, увеличивать оборачиваемость средств. Для этого имеет смысл заработанные деньги направлять на создание новых точек продаж, усовершенствование логистики и специальное обучение продавцов. При достижении некоторого насыщения рынка, можно пробовать выходить уже в другие регионы и формировать широкие межрегиональные сети. Также для выхода из стадии малого бизнеса очень важно оставлять средства на бизнес-образование и прохождение курсов у хороших тренеров.

Читайте также: