С чего начинается бизнес-план

Бизнес-план, по сути, является информацией о бизнес-проекте и о том, как он будет функционировать за определенный период, скажем за три года. Это некая программа деятельности предприятия, которая разрабатывается на основе маркетинговых исследований.

В среднем такая информация умещается на 15-30 страницах, и начинается с «Резюме», в котором указаны: местонахождении бизнеса, целевой потребитель услуги или продукта, начало функционирования, общие расходы на открытие, срок окупаемости и информация о том, какие средства из вложенных собственные, а какие заемные.

Следующий шаг планирования и пункт №2 – это «Описание услуги/продукта», который будет составлять основу бизнеса, плюс, что приоритетно для инвесторов, описание его отличительной особенности.

Следом расписывают пункт №3 — «Организационный план», где указываются данные об основателе и руководителе бизнеса, организационно-правовой форме ведения деятельности, структуре предприятия, количество задействованных работников в первые 6 месяцев работы, функциональные обязанности персонала, оплата труда и форма трудовых отношений с наемными работниками.

Следующим этапом бизнес-плана становится пункт №4 «План маркетинга», который схематически выглядит так: изучение рынка – продажа – прибыль. Основными задачами, такого пункта является анализ рынка (объема рынка), в том числе анализ конкурентов, поиск поставщиков и резервных источников сырья и материалов, ориентация результата на требование потребителя, пути реализации товара, рост объема продаж. А также, работа над позитивной репутацией фирмы, поиск дополнительных сервис-услуг, рекламная компания (виды рекламных акций, количество, сроки, стоимость) и методы повышения качества и снижения себестоимости продукта/услуги.

На этом этапе нужно вспомнить об одном действенном помощнике – свод-анализе. Это некий метод планирования, который выявляет и указывает на сильные стороны предприятия (например, низкая себестоимость продукта, инновация услуги), слабые стороны (например, отсутствие собственных торговых помещений), риски и опасности (например, выход новых конкурентов). Этот анализ поможет оценить внешние и внутренние факторы предприятия и составить объективную картину для бизнес-планирования и успешного продвижения проекта, снизив при этом просчитанные риски.

На этом этапе так же важно четко представлять своего клиента: его возраст, стиль жизни, уровень достатка, поскольку ориентация результата должна быть направлена в первую очередь на потребность вашего клиента.

Следующим пунктом планирования становиться пункт №5 «Производственный план», который включает в себя все данные о размере аренды производственного и торгового помещения (на месяц и на год), оборудования (или его стоимость), сумму расходов на технологический процесс, а также планируемые объемы сбыта.

И последним пунктом бизнес-плана становится пункт №6 «Финансовый план», в котором указан общий расход на бизнес-проект, доход за год, оценка рентабельности и срок окупаемости. Тут важно заметить, что хорошим сроком окупаемости считается срок от одного года.

Следует обратить особое внимание на то, что основные усилия и затраты придутся на первый год вашего бизнес-проекта. На первые шесть-девять месяцев также приходится сложный, даже переломный, психологический период и профессиональное перегорание. Часто бизнес-проекты заканчиваются провалом, так как их создатели переоценивают их при запуске и недооценивают через год их работы. Поэтому важно понимать, что любую цель лучше разбивать на подцели, к примеру, в один год, на который и составлять ваш бизнес-план.

Читайте также: